11:19 Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Семи мучеников Маккавеев | |
Сьогодні в усіх храмах Здолбунівського благочиння відбулись святкові богослужіння з винесенням Чесного і Животворящого Хреста, прикрашеного квітами, для поклоніння віруючим на середину храмів. Після Божественної Літургії було відслужено водосвятні молебні й освячено благовонне зілля, мак та мед.
Нижче пропонуємо прочитати історію сьогоднішніх святкувань.
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Семи мучеников Маккавеев
Все эти события вспоминаются и празднуются Церковью 14 августа. В этот день начинается и строгий Успенский пост, продолжающтйся по 27 августа.
Греческий часослов 1838 года так объясняет происхождение праздника Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороге и улицы для освящения мест и в отвращение болезней". Накануне Крест выносили из царской сокровищницы и полагали на престоле церкви Святой Софии. С настоящего дня до праздника Успения Богородицы, т.е. до 28 августа по новому стилю, совершали по всему Констатинополю особый богослужебный поминальный чин - литию, крест предлагался народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста. В русской Церкви этот праздник соединился с памятью Крещения Руси. В сказании, составленном по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Филарета в 1627 году говорится: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем". Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1", т.е. 14 августа по новому стилю. И в настоящее время, по принятому в Православной Церкви уставу, совершается в этот день освящение воды, Честный Крест выносится накануне во время утрени и переносится с престола на середину храма архиереем или священником. Крест убирается благовонными цветами, васильками. В день праздника вместе с освящением воды совершается освящение меда, т.н. первый медовый Спас:"Спас на воде", "Мокрый Спас". Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, празднуемый 19 августа. Третий - перенесение в Константинополь Нерукотворного Образа Господа - 29 августа. Три этих праздника соединяют собой Успенский пост. 14 августа вспоминаются Церковью и семь святых мучеников Маккавеев. Имя Маккавей, что переводится как "Кто подобен Тебе из богов, Господи", носил иудейский вождь Иуда, победоносно сражавшийся с сирийским царем Антиохом Епифаном. Потом Маккавеями стали звать всех братьев и потомков его, которые пострадали за хранение отеческих традиций. Святые мученики Маккавеи стяжали себе мученические венцы в дни тяжкого для своего народа рабства. Приверженец эллинского культа Антиох, ввел в Иерусалиме и всей Иудее язычество и осквернил храм Господень. Многие отпали от Истинного Бога. Однако оставались и те, кто скорбел о падении народа Божия, продолжая верить в грядущее пришествие Спасителя. Законоучитель Елеазар за приверженность Моисееву Закону был судим, пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Мужественно претерпели жестокие муки за веру и ученики святого Елиазара - семь братьев Маккавеев и их мать Соломония, отказавшись принести жертву языческим богам. После смерти своих детей святая Соломония над их телами воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Произошло это событие в 166 году до Рождества Христова. Подвиг семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, поднявшего восстание против Антиоха. С помощью Божией победа была одержана, а храм Иерусалимский очищен от идолов. Праздник в честь мучеников Маккавеев - один из древнейших праздников христианской Церкви. В честь этих мучеников писали похвальные слова знаменитые отцы и учители Церкви: Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие. Примером ветхозаветных мучеников пастыри Церкви воодушевляли первых христиан переносить начавшиеся на них жестокие гонения потому, что если сердцем веруешь в правду и любишь, то и устами должен исповедовать. Сияние веры в Господа должны обнаруживаться в делах и словах наших. Мученики, которые сегодня празднуются Церковью, да укрепят нас в любви, добрых делах и вере, и на нашей душе будут написаны слова Христа: "Кто исповедует Меня перед людьми, того Я исповедую перед Отцом Небесным, а кто постыдится Меня, того и Я постыжусь перед Отцом Моим Небесным". В службе святым мученикам говорится: Премудрости Божией столпы седмочисленные и Божественного света светильники семисвечные, Маккавеи Всемудрые, прежде мучеников - превеликие мученики, с ними же Богу помолимся о спасении почитающих Вас. | |
|
Всього коментарів: 0 | |