13:08 Не будем славить змея | |
Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подойдешь к нему, (Сир. 21: 2) Наверное, нет
сейчас человека, который не знал бы, какой год наступил. Спроси кого хочешь:
христианина, еретика, сектанта, иудея, мусульманина, язычника, атеиста,
сатаниста — каждый скажет, что за окном 2013-й. Но давайте
задумаемся: от какого события весь мир ведет свою хронологию? От Рождества
Иисуса Христа! Христос изменил
мир, Своим воплощением соединив небо и землю. Соединив нетленную Божественную
природу с природой человеческой, тленной и смертной после грехопадения, освятил
ее и, будучи безгрешен, пострадал на кресте. Взяв на себя грех мира, омыл его
честною Своею кровью и, сойдя во ад, разрушил его воскресением Своим, даровав
всем нам надежду воскресения в Жизнь Вечную. И соединенный с человеческой
природой Божеством Своим неслитно, нераздельно, неразлучно и неизменно,
вознесся и воссел одесную Бога Отца. Послав от Отца Духа Святого и освятив им
Церковь Свою, продолжает Духом Святым, как реками воды живой, питать ее и всех
входящих в нее — до скончания века. Христинам
известно, что «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по
виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти
крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы
пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и
всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:
6-11). То есть
приближается время, когда Христос, явившись во славе, будет судить вселенную.
На Страшном суде все поклонятся Христу. Не только Ангелы Божии и святые всех
времен и народов, но и грешники, и бесы, и диавол. Кто-то с любовью, с
благоговением, со страхом, а кто-то в ужасе падет в ноги Спасителю. И торжество,
связанное с наступлением очередного года от Рождества Христова, не может не
радовать всякого христианина, ведь весь мир волею или неволею, сознательно или
неосознанно считает время от выдающегося события в истории - от воплощения Бога
Слова и от Его непостижимого чудесного рождения от Пресвятой Девы. Но ныне
сложившиеся традиции и обычаи этого празднования вызывают у нас великую скорбь
и боль за тех, кто в нем участвует. В этом году иконой праздника пьянства и
разврата стал змей. Приняв в райском
саду образ змия, сатана до сих пор заигрывает с нами в этом образе. По
Божественному приговору, питаясь прахом нечистот человеческих грехов и страстей
во все дни жизни своей, пытается жалить нас в пяту (ср.: Быт 3: 14-15). «Он был
человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда
говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44). Тот древний
змей, который в раю соблазнил наших прародителей и пытался увлечь в погибель
всех их потомков, стремится ныне хитростью похитить ту славу и честь, которой
достоин один Бог, всемогущий Владыка вселенной, Творец времени и пространства.
Этот змей учит людей создавать и тиражировать в огромном количестве иконы со
своим изображением — с изображением того зверя, чей образ он некогда воспринял
в раю. И самое
печальное, что на этот обман прельстились и некоторые христиане, забывая, что
нам дана «власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк. 10:
19). Те, кто должен быть светом миру, сиять, как звезды, возвещая погибающему
миру Царствие Божие, уготованное человеку прежде создания мира, увлекаясь
диавольским обольщением, вместе с остальным богоборческим миром воспевают хвалу
змею. Чествуют его, печатают на открытках, украшают изображениями змей свои
жилища, запускают их в небо, вешают фигурки змей на елки, наряжаются змеями... Они не
задумываются над тем, что Господь Вседержитель, возродивший их к Жизни Вечной
Своими страданиями и смертью, обладающий всей полнотой власти во вселенной,
заботится о них, как пастырь добрый — о каждой своей овце, поддерживает их
Своими пробитыми гвоздями руками... Он не позволит так просто идти в погибель
тем, которых Он искупил Своею кровью, и будет наказывать их. Обратимся к
историческому опыту. Некогда на пути
в Землю обетованную народ Иэ- раильский стал малодушествовать, «и говорил народ
против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам]
в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта
негодная пища. И послал Господь на народ ядовиты* змеев, которые жалили народ,
и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. И пришел народ к Моисею и
сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись
Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей [Господу] о народе. И
сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и
[если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется
жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, И когда змей ужалил
человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числ. 21: 5-9). Египет — образ
рабства греху. Народ Израильский, скорбящий о Египте, — образ христиан,
оборачивающихся назад, к греховной жизни. В Египте был распространен культ
поклонения змеям, и поэтому наказание от Бога приходит через змей. Ужаленные
змеями — люди, пораженные грехами, приводящими к смерти души и тела. Медный
змей — символ Христа, воспринявшего нашу смертную плоть и пострадавшего на
кресте. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы
смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех,
которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2: 14-15). Это чудесное
исцеление было прообразом того, как Спаситель уничтожил власть древнего
змея-сатаны, поправ смертию смерть: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так
должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не
погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 14-15). Но чего не
извратит падший человеческий ум? Бог дал евреям в изображении медного змея
образ спасения, прибегая к которому, они получали Божественное исцеление от
смертельных язв. Они же, не воздав должного почитания Богу, поклонились твари,
а не Творцу, впав таким образом в идолопоклонство. Поэтому впоследствии Езекия,
благочестивый царь Иудейский, «отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и
истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней
сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4 Цар. 18: 4). Как бы почитание
змея не возродилось теперь в новом Израиле —у христиан! «Но боюсь, чтобы, как
змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись
от простоты во Христе» (2 Кор. 11:3). В Книге пророка
Даниила описывается дракон, которого вавилоняне обожествляли, поклонялись ему и
приносили жертвы. «Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его. И
сказал царь Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? вот, он живой, и ест
и пьет; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему. Даниил
сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. Но ты, царь,
дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю
тебе. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из
этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот
ваши святыни! Когда же Вавилоняне услышали о том, сильно вознегодовали и
восстали против царя, и сказали: царь сделался Иудеем, Вила разрушил и убил
дракона, и предал смерти жрецов» (Дан. 14: 23-28). Подобно этому дракону будет
побежден диавол. Ныне «князь мира
сего осужден» (Ин. 16: 11) и, обреченный на погибель, находится в пред- смертной агонии. «Итак веселитесь, небеса и
обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел
диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12:
12). Слово Божие
многократно говорит о победе над змеем: Пс. 90: 13: «На
аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона»; Ис. 27:1: «В тот
день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея
прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское»; Пс. 73: 13: «Ты
расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде»; Откр. 12: 9: «И
низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною,
обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». А ведь участь
змея можем разделить и мы, если будем ему подражать. «Змии, порождения
ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23: 33). Так не много ли
чести змеюке подколодной? Для христианина
нет ничего плохого в том, чтобы отпраздновать ние Нового года от Рождества
Христова. Но поводом к ликованию должна служить не каа^ьмарная смена дней и тем
более не посвящение наступившего «лета благости Божией» змею или другим
созданиям, которые предлагаются нам для поклонения. Кто же виновник торжества?
Владыка времени и пространства! А как Его прославлять? Как праздновать? Как
можно прославить Того, Кто ни в чем не нуждается, Кто самодостаточен, Кто имеет
полноту жизни в Себе? Прославить Его
можно и порадовать Его можно своей верой, своей жизнью по вере, своей молитвой,
и Он, как любящий Отец наш Небесный, дарует нам в Новом году радость и мир. Но нелегко в эти
дни сосредоточиться на молитве. В пьяном угаре, размахивая надувными резиновыми
змеями, за столом или под столом прославляя змея в союзе с «зеленым змием»,
люди не только губят себя, но и стремятся вовлечь в это христиан. Вот описание
пьянства, изреченное Духом Святым устами премудрого Соломона три тысячелетия
назад: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без
причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые
приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет,
как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно
укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое
заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху
мачты. [И скажешь:] «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не
чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же»» (Притч. 23: 29-35). Не
правда ли, картина до боли знакомая, особенно 1 января? Словно сочинение «Как я
встретил Новый год». Тем более странно, что многие поступающие подобным образом
полагают, что «как встретишь год, так и проведешь его». Как сбежать
христианину из этого мира? Как не пойти на совет нечестивых? Как не стать на
путь грешных? Как не сесть на седалище губителей? Как укоренить свою волю в
законе Господнем и в законе Его поучаться день и ночь во время этого пьяного
безумия? Есть такая
возможность! Приходите на Божественную Литургию, которая в некоторых храмах
служится в новогоднюю ночь. Возблагодарите Бога, участвуя в Евхаристии (что в
переводе с греческого означает «благодарение»). Помолитесь обо всех своих
родных и близких и о всех, кто нуждается в молитвенной помощи Церкви. Будем
нести благое и легкое бремя молитвы, объединившись вокруг Чаши с Телом и Кровью
Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — истиной пищи, истинного пития и
истинного нашего веселия, которое не имеет временных границ, в ожидании нового
нескончаемого невечернего дня. Диакон Николай Лавренов, клирик Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. «Відомості Полтавської єпархії» | |
|
Всього коментарів: 2 | |
| |